НОВОСТИ ЭКОНОМИКИ
С праздником, 8 марта!

     8 марта - "Международный женский день", праздник весны и внимания к женщине. В этот день мы освобождаемся от работы, а наши "прекрасные половинки" ожидают от нас знаков внимания, цветов и подарков. Такова традиция. Мы радуемся празднику, не особенно вникая в его смысл. Проходит время, смысл праздника окончательно выветривается, и мы иногда спрашиваем себя: что, собственно, и зачем мы празднуем?

    Праздник 8 марта был задуман не как день прославления Прекрасной Дамы, но женщины-революционерки. Этот праздник на заре революции газета "Правда" называла "днём женского Рабочего Интернационала", это праздник женщин, стремящихся быть равными в правах с мужчинами, это день эмансипации. Сегодня праздник утратил своё историческое предназначение. Хотя в этот день во многих странах всё ещё проходят массовые акции феминисток, и день этот многие считают днём борьбы с сильным полом...

Америка, или первый женский профсоюз

     8 марта 1857 года в Нью-Йорке собрались на манифестацию работницы швейных и обувных фабрик. Они требовали сокращения рабочего дня, улучшения условий работы, равную с мужчинами заработную плату. Работали в то время женщины до 16-и часов в сутки, получая за свой труд гроши. Мужчинам после решительных выступлений удалось добиться введения 10-и часового рабочего дня. На многих предприятиях в США возникли профсоюзные организации. И вот после 8 марта 1857 года образовался ещё один - впервые его членами стали женщины. В этот день во многих городах Нью-Йорка сотни женщин вышли на демонстрацию, требуя представления им избирательного права.

Европа, или Клара Цеткин

 

 

Историю этого праздника мы традиционно связываем с Кларой Цеткин, которая создала революционный отряд, состоящий из женщин, так сказать, решила включить неудержимую энергию женщин в борьбу с эксплуататорами. И хотя создание его было делом не одного дня, решено было выбрать день, который можно было бы считать Днем Рождения "женского пролетариата".

В 1910 году в Копенгагене на 2-ой Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене по предложению Клары Цеткин об учреждении "дня борьбы за права женщин" была принята резолюция о том, чтобы ежегодно проводить женский день, "который в первую очередь служит агитации за предоставление женщинам избирательного права". Это прозвучало как призыв ко всем женщинам мира подняться на борьбу за равноправие. Откликаясь на этот призыв, женщины многих стран включаются в борьбу против нищеты, за право на труд, уважение своего достоинства, за мир.

     Датой Международного женского дня по предложению члена ЦК социал-демократической партии Елены Гринберг было утверждено 19 марта. И первый Международный женский день отмечался в 1911 году в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии именно 19 марта. В 1912-м он проходил в тех же странах, но 12 мая. В 1913-м из-за организационных трудностей получился полный разнобой: в Германии отмечали 12 марта, в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии, Голландии - 9 марта, во Франции и России - 2 марта. И только в 1914 году впервые повсеместно Международный женский день провели 8 марта, так как он совпал с воскресеньем, то есть, с нерабочим днем. Да так и закрепился на этой дате.

Антисемитизм, или Немножко грязи...

     Но существует достаточно популярная теория диакона Андрея Кураева , что выбор числа принадлежал Кларе Цеткин, связавшей рождение нового отряда, борющегося против несправедливости, с историей еврейского народа (лично по мне - хоть с историей марсиано-венерианского народа). Много веков назад царица Эсфирь хитростью спасла свой народ от уничтожения. Ей и посвящён ежегодный, самый весёлый еврейский праздник - праздник Пурим. Празднуется он на переломе от зимы к весне, а в 1909 году он отмечался накануне 8 марта...

     Не буду пересказывать эту статью, явно пытающуюся посеять семена вражды и ненависти. Но что поделаешь? Церковь ведь тоже поражена всеми теми недугами, которыми болеет сегодня наше общество. Если генерал объявляет свою партию "Движением против жидов", если руководитель крупнейшей фракции в Госдуме коммунист-интернационалист Зюганов заявляет, что "интеллигенция разделилась на две части, которые я условно называю для себя "иван иванычи" и "абрам абрамычи", то почему бы и православному священнику не иметь своё "частное мнение"? В конце концов, крайности всегда сходятся...

     Официальную же позицию Русской православной церкви однозначно высказал Алексий II ещё в конце 1991 года в Нью-Йорке на встрече с американскими раввинами: "Единение иудейства и христианства имеет реальную почву духовного и естественного родства и положительных религиозных интересов. Мы едины с иудеями, не отказываясь от христианства, не вопреки христианству, а во имя и в силу христианства, а иудеи едины с нами не вопреки иудейству, а во имя и в силу истинного иудейства... Еврейский народ близок нам по вере. Ваш закон - это наш закон, ваши пророки - это наши пророки. Десять заповедей Моисея обязывают христиан, как и евреев. Мы желаем жить с вами в мире и согласии, чтобы никаких недоразумений, вражды и ненависти не было между нами".

Праздник Пурим, или "Родной брат" Масленицы

     Пурим не относится к религиозным праздникам, он родной брат нашей Масленицы, европейского Карнавала, греческих Дионисий (или Вакханалий), болгарского Кукере, персидского Новруз-Байрама. Это праздник в честь избиения врагов и восходит к 480 году до Рождества Христова, когда ветхозаветный народ, народ "жестоковыйный", с помощью хитрости Эсфири освободился от власти персов. История царицы Эсфири подробно описана в одноимённой книге, входящей в состав Библии.

Царица Эсфирь почитается нашей Церковью наряду с прочими ветхозаветными праведниками в неделю Праотец (за две недели до Рождества Христова).

Кратко, эта история звучит примерно так:

     После окончания вавилонского плена евреев, все желающие могли вернуться в Иерусалим. Но, прижившись за столетья в Вавилоне, тысячи евреев не захотели покинуть обжитые места и остались жить в городах персидской империи.

     Сложившееся положение со временем начало раздражать персов. Оглядываясь вокруг, они переставали понимать: кто же кого завоевал. Персы покорили Иерусалим, или евреи захватили Вавилон? Персидский министр обороны генерал Аман идёт к царственному Ксерксу и делится своими печальными наблюдениями. Реакция Ксеркса была решительно-языческой: истребить всех евреев. О замысле Ксеркса узнает его жена царица Эсфирь, которая скрывала от царя свою национальность. Она не стала прямо просить царя о милости, а решила использовать любовь царя к себе. В момент, когда царь был весь под действием её неотразимых чар, она потребовала с него обещание, что он уничтожит всех врагов, которые покушаются на её народ. И Ксеркс, без особых раздумий отвечавший согласием на все эти вопросы, теперь с удивлением обнаруживает, что он согласился уничтожить всех врагов ненавистных ему евреев...

"все князья в областях, и сатрапы, и исполнители дел царских поддерживали иудеев. И избивали иудеи всех врагов своих, и истребляли, и поступали с неприятелями по своей воле" (Есф. 9,3-5).

     В итоге день 13 Адара считается у евреев праздником избавления от смертельной опасности и наказания всех врагов. И этот праздник почитается величайшим. Среди талмудических мудрецов "существует даже мнение, что когда все книги пророков и будут забыты, книга Эсфири все-таки не забудется, а праздник Пурим не перестанут соблюдать".

Россия, или Женщина-грузчик

     В России впервые Международный женский день отмечался в 1913 году в Петербурге. В прошении на имя градоначальника было заявлено об организации “...научного утра по женскому вопросу”. Власти дали разрешение и 2 марта 1913 года в здании Калашниковской хлебной биржи на Полтавской улице собралось полторы тысяч человек. Повестка дня научных чтений включала вопросы: право голоса для женщин; государственное обеспечение материнства; о дороговизне жизни.

     С первых лет Советской власти, 8 марта стал у нас государственным праздником. В марте 1917 года женщины России получили право голоса, а Конституция 1918 года закрепила политику равноправия женщин в качестве государственной и органы Советской власти стали проводить её в жизнь (можно напомнить, что советская идея "равенства полов" привела у нас к появлению такой "сугубо женской" профессии как асфальтоукладчица...).

     Постепенно Международный женский день терял свою политическую окраску.

     С 1965 года этот день стал нерабочим. Существовал и его празднично-официальный ритуал: на торжественных мероприятиях государство отчитывалось перед обществом о реализации государственной политики в отношении женщин.

     Но вот грянула перестройка и многие женщины были в буквальном смысле слова выброшены на обочину жизни. Появились термины: “женское лицо безработицы”, “насилие в отношение женщин”, “мужской парламент”, “материнская семья”, “материнская смертность”, “социальное сиротство”, “женский алкоголизм”. Была официально признана дискриминация женщин на рынке труда.

     Правительство Российской Федерации заявило на IV Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995 г.) о своих обязательствах по ликвидации всех форм дискриминации женщин. В 1996 году были приняты Концепция улучшения положения женщин и Национальный план действий по улучшению положения российских женщин. Аналогичные документ были приняты и в субъектах Федерации. Однако, ни 8 марта, ни в День матери в ноябре никаких отчётов о выполнении этих важных государственных документов мы не слышим.

***

     После распада Советского Союза день 8 марта остался в перечне государственных праздников Российской Федерации. Отмечается женский день и в странах СНГ: в Азербайджане, Грузии, Казахстане, Киргизии, Молдавии, Таджикистане, Туркмении, Украине как Международный женский день; в Белоруссии и Узбекистане как День матери; в Армении, 7 апреля, отмечают День материнства и красоты.

Россия, век XXI, или Декларация прав человека

    "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Бытие, гл. 1, ст. 27). Если бы человеческое общество в своем развитии руководствовалось этими словами, необходимости в Международном женском дне не возникло бы, поскольку женщинам не было бы нужды доказывать, что они тоже люди, и бороться за свои человеческие права.

Но, увы, только в XX веке человечество, в лице своих лучших представителей, доросло до осознания этой истины, и в 1948 году Организация объединенных наций приняла документ - "Всеобщую декларацию прав человека", в котором сказано:

  • Статья 1: Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

  • Статья 2: Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

     Декларация стала базой, на основе которой приняты другие международные документы, направленные на защиту социальных, политических, экономических и общечеловеческих прав женщины (1 сентября 1985 года правительства 88 стран мира подписали Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации женщин).

     Однако декларировать право и обеспечивать его реализацию - это далеко не одно и то же. Ведь и сегодня женщины и дети подвергаются насилию и унижениям: это - торговля людьми, принуждение к проституции, жестокость, проявляемая при вооруженных конфликтах и войнах. Растущая нищета и пренебрежение правами человека - коренные причины насилия, к тому же нищета и сама по себе уже есть форма насилия. А жертвами нищеты, как известно, прежде всего становятся женщины и дети.

     Сегодня праздничное настроение женщин прямо зависит от экономического положения семьи, её реальных доходов. А цены растут, материнство становится роскошью, ибо детские товары стоят всё дороже, образование и здравоохранение становятся платными, пособия на детей эфемерным. Бедность и нищета стали нормой для большинства семей с детьми, растёт расслоение общества на богатых и бедных. В стране культивируется дух насилия, вседозволенности, женское достоинство попирается. В результате – в России насчитывают до 4 миллионов беспризорных и безнадзорных детей, 15 тысяч женщин ежегодно гибнет от насильственных действий, рождаемость в два раза ниже, чем смертность.

     Потому вряд ли уместно рассматривать 8 Марта только как праздник весны и весь круг проблем сводить к одной: что подарить любимой женщине.

     Двадцатый век ознаменовался социалистической, научно-технической, культурной и сексуальной революциями, и остается только сожалеть, что в этом ряду не нашлось места для революции духовной. А без этого все декларации и призывы ООН, ЮНЕСКО и других организаций так и останутся гласом вопиющего в пустыне.

Праздник Жен-мироносиц, или дарите женщинам цветы не только 8 Марта!

     Основатели Советского государства были воинствующими атеистами, и вряд ли руководствовались иудейскими религиозными мотивами при выборе даты для "женского дня". Им нужно было создать свою систему верований, обрядов и ритуалов в противовес Церкви. Советские традиции - пародия на духовную жизнь, фальшивка, пропагандистская пустышка. Партия вместо Церкви, труп вождя вместо Спасителя, портреты руководителей вместо икон, партсъезды вместо церковных Соборов, демонстрации вместо крестных ходов... Вместо почитания Пречистой Матери Божией, люмпенизированной рабоче-крестьянской толпе был предложен "женский день", так удачно вписавшийся в советский календарь. Да и трудно выбрать лучшее время для празднования, чем раннюю весну, когда пробуждается от зимнего сна природа, по-весеннему начинает светить солнце и распускаются первые цветы-подснежники.

     Наши современники особо не задумываются об истоках празднования 8 марта, а просто воспринимают этот день как повод подарить цветы своим дорогим женщинам. Но стоит помнить и чтить традиции, тем более что в Православной Церкви третье воскресенье после Пасхи посвящено воспоминанию жён-мироносиц, которые в утро Воскресения спешили ко Гробу Христа и первыми получили радостную весть о Его восстании из мёртвых. И если так, то давайте помнить, что наших жён и матерей, сестёр и коллег мы можем поздравлять когда Церковь прославляет заботу и верность жен-мироносиц. А ещё лучше: давайте не будем забывать их и в прочие дни! Поэтому - дарите подарки и цветы любимым женщинам не только на 8 марта.

Оригинал статьи опубликован на сайте Статья.Ру

Автор - Дмитрий КОСТРОМИН, mitia13@vorkuta.com

Форум предпринимателей Иркутской области
Политика конфиденциальности
Телефон администрации сайта: (3952) 970-389 E-mail: info@baikal-biz.ru
Порт Иркутск